Право на проведение митингов гарантировано статьей 31 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе собираться мирно и без оружия.
Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ (далее – ФЗ № 54) определен порядок организации митингов; правила определения мест для проведения мероприятий; субъектный состав участвующих (организаторы, участники); основания для приостановления и прекращения митинга.
Фз№54 запрещает незапланированный массовый сбор людей. В силу статьи 7 указанного закона организатору необходимо предварительно уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти того субъекта, где он проводится или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия, после чего производится согласование места его проведения.
К территориям, на которых проведение митингов запрещено, относятся железнодорожные пути, площадки, примыкающие к зданиям органов власти, и т.д.
Кроме того, нельзя проводить митинги там, где они могут нарушить работу инфраструктурных объектов, повлиять на движение транспорта.
Митинг как публичное, массовое мероприятие обязательно должен быть санкционирован. В ФЗ№54 прописано дается такое определение митинга: «Митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера».
Статья 5 ФЗ№54 устанавливает право организатора митинга, публичного мероприятия может проводить его в специально отведенном или приспособленном для этого месте, обеспечивая при этом безопасность граждан.
Таким образом, митинг будет являться несанкционированным при отсутствии согласования с исполнительным органом власти.
В силу ч.1 ст. 20.20 Кодекса об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (далее – КоАП РФ) нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Часть 5 ст. 20.20 вышеуказанного кодекса предусматривает ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов). Таким образом, участники публичного мероприятия не вправе находиться в состоянии алкогольного опьянения, носить маски и приносить оружие.
Кроме того, статья 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно и при привлечении к административной ответственности по ст. 20.2 КоАП РФ будут привлечены к уголовной ответственности.
Наказание по статье 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.